«Гарант-Сервис-Брянск»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области
Звоните нам
8 483-277-76-17

Систему налогового администрирования усовершенствуют

Систему налогового администрирования усовершенствуют
Правительство РФ поручило Минфину России и ФНС России выполнить ряд действий, которые помогут компаниям сократить время на подготовку и представление отчетности, а также улучшить отношения с контролирующими органами.

Утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования»*(1). Документ направлен на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти. Реализация плана может ускорить процесс оформления и ведения отчетности.

Цели в документе сформулированы достаточно точно. Во-первых, совершенствование предполагается в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также оптимизации принципов документооборота.
Во-вторых, «дорожная карта» предусматривает:

— сокращение временных и материальных затрат компаний на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;
— улучшение, с учетом передовых международных практик, взаимоотношений между предпринимательским сообществом и налоговыми органами;
— сближение правил налогового и бухгалтерского учета;
— повышение эффективности механизмов администрирования НДС;
— стимулирование перехода на электронный документооборот;
— совершенствование администрирования спецрежимов.

Какие же мероприятия будут проводиться для реализации этих целей? Рассмотрим наиболее важные из них, а также возможные последствия или проблемы, связанные с исполнением этих мероприятий.

Предусмотрено сокращение времени на подготовку и представление компаниями налоговой отчетности. Минфину России и ФНС России поручена разработка соответствующего федерального закона к июню 2015 года. При его составлении ведомства будут руководствоваться порядком оценки времени на подготовку отчетности и снижение трудозатрат в соответствии с методологией Всемирного банка, используемой в рейтинге «Ведение бизнеса». При этом не вполне понятно, каким образом на практике будут производиться замеры, фиксироваться результат, кто станет его проверять и прочее. Также открыт вопрос, не приведет ли реализация этого закона к дополнительным затратам компаний в виде необходимости приобретения электронных систем или программ для замеров времени.

В июне 2014 года планируется внесение изменений в Правила подготовки федеральных стандартов по бухучету*(2). Новые стандарты будут публиковаться в открытом доступе не менее чем за 6 месяцев до даты начала отчетного периода, за который отчетность должна составляться по этим стандартам. Что касается налоговой отчетности, то изменения в действующие формы и форматы будут публиковаться в открытом доступе не менее чем за 2 месяца до даты предполагаемого введения их в действие. При этом, в случае нарушения сроков опубликования форм отчетности, исключается ответственность организаций за нарушение срока представления налоговых деклараций. Эти новшества существенно облегчат жизнь компаний, они будут иметь больше времени на подготовку отчетности и помогут избегать ошибок при ее составлении.

В течение 2014-2015 годов предполагаются и другие мероприятия, ускоряющие или облегчающие формирование отчетности. Финансовому и налоговому ведомствам поручены:
— опубликование разъяснений действующих междокументарных соотношений, которые позволят бухгалтеру выявлять и исправлять ошибки до представления деклараций;
— унификация кодов отчетного периода в различных отчетных документах;
— продление времени представления всех видов налоговой отчетности на срок от 5 до 10 рабочих дней;
— сокращение количества обязательных реквизитов платежного поручения для перечисления налогов;
— исключение повторного истребования другими органами власти сданной налоговой отчетности;
— совершенствование механизма использования фирмами льгот (преференций);
— совершенствование механизма информирования о переплате налогов;
— разработка упрощенного порядка заверения копий документов, истребуемых налоговиками для проверки;
— разработка порядка хранения документов в компании в электронном виде;
— сокращение количества документов, подтверждающих командировочные и представительские расходы;
— отмена командировочных удостоверений для коммерческих организаций;
— введение в Налоговый кодекс норм о несущественности ошибок в первичных документах.

Кроме того, сохраняется тенденция к переходу на электронный документооборот. Предполагается усиление развития интернет-сервисов, получение документов от налоговых инспекций с электронной подписью должностного лица, проведение сверок расчетов в электронном виде, предоставление справок об отсутствии задолженности с электронными подписями должностных лиц, получение в электронном виде выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП и прочее. Также предусмотрено создание к сентябрю 2014 года законопроекта о снижении для компаний порога перехода на обязательное представление отчетности в электронном виде со 100 до 50 человек.

Что касается сближения правил налогового и бухгалтерского учета, данный процесс потребует более длительного времени. Реальное сближение возможно только путем внесения изменений в значительное количество федеральных законов и других нормативных правовых актов. План предусматривает подготовку проекта федерального закона об изменении главы 25 Налогового кодекса.

Значительные новшества предполагаются в оформлении НДС. Изменится порядок ведения учета и содержание счетов-фактур. Будет исключено обязательное выставление счетов-фактур, если получатель не платит НДС (например, является физлицом или применяет спецрежимы), и предоставлена возможность выставить сводный корректировочный счет-фактуру. Кроме того, планируется предоставить право на вычеты НДС по счетам-фактурам, полученным до срока представления декларации по НДС, а также право на заявительный порядок возмещения НДС при соблюдении определенных условий.

В области налогового администрирования предполагается, по-видимому, унификация процессов, так как план предусматривает:
— совершенствование механизма ознакомления проверяемого лица с материалами налогового дела;
— разработку порядка представления письменных возражений по итогам допмероприятий налогового контроля.

В части расширения функций налоговых органов предполагается введение института «предварительного налогового разъяснения» по оценке хозяйственных ситуаций. Подготовка соответствующего законопроекта запланирована на сентябрь 2014 года.

Роль работодателей как налоговых агентов будет все больше усиливаться. «Дорожная карта» предусматривает такие мероприятия, как:

— уплата фирмой в бюджет НДФЛ с соцпособий и отпускных не позже последнего дня месяца, в котором работнику выплачен доход;
— получение сотрудником социальных налоговых вычетов у работодателя (по аналогии с имущественным налоговым вычетом).

И напоследок, что касается спецрежимов. В сентябре 2014 года планируется введение федерального закона, согласно которому организации, имеющие представительства, смогут применять УСН.

И. Черник,
к.ю.н., член Палаты налоговых консультантов,
старший партнер компании «Черник, Джаарбеков и партнеры»,
государственный советник РФ 2 класса

«Актуальная бухгалтерия», N 5, май 2014 г.


*(1) распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р
*(2) утв. приказом Минфина России от 11.03.2013 N 26н