«Гарант-Сервис-Брянск»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области
Звоните нам
8 483-277-76-17

Вывеска или реклама?

Вывеска или реклама?
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ высказал свою позицию*(1) относительно размещения организацией на своей вывеске информации, которая не может быть отнесена к рекламе.

Размещая сведения о своей деятельности на вывесках или указателях, компании часто сталкиваются с проблемой квалификации такой информации: признавать ее рекламой или нет?

Проблема появляется из-за того, что на установку наружной рекламной конструкции требуется разрешение от местных властей, ограниченное определенным сроком*(2). Кроме того, реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей*(3). И административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе*(4) никто не отменял.

В то же время по Закону РФ «О защите прав потребителей»*(5) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан с помощью вывески довести до сведения потребителя фирменное наименование, адрес и режим работы*(6). Эта информация должна быть размещена на вывеске. При этом согласно гражданскому законодательству *(7) фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Таким образом, в данном контексте информация на вывеске включает в себя наименование и адрес компании.

Закон о рекламе не распространяется на информацию, доведение которой до потребителя является обязательным в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера*(8). Поэтому информация на вывеске рекламой не является. Такая точка зрения была приведена в Обзоре практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе*(9). Следовательно, и разрешения на установку вывески не требуется.

Аналогичное мнение*(10) высказывалось и Федеральной антимонопольной службой, уполномоченной контролировать соблюдение законодательства о рекламе*(11). В этом же письме специалисты ФАС России также отметили следующее: «…размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, может быть признано обычаем делового оборота».

Случается тем не менее, что проверяющие, квалифицируя информацию о деятельности организации как рекламу, привлекают организации и их руководителей к ответственности. А судебные инстанции в ряде случаев относят сведения информационного характера, размещенные на фасадных вывесках, к рекламе.

Относительно недавно правовая позиция ВАС РФ по вопросу отнесения к рекламе информации, размещенной на вывеске рядом с входом в здание, была отражена в постановлении Президиума ВАС РФ по делу, в котором ответчиком выступало Управление ФАС России по Удмуртской Республике*(12).

Примечание. Гражданский кодекс разрешает юрлицам использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.

Позиция Президиума ВАС РФ

В ходе контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе специалистами УФАС было установлено, что на конструкции рядом с вывеской о наименовании и режиме работы стоматологической компании была также размещена информация следующего содержания: «Лечение зубов, зубопротезирование, ортодонтические услуги (исправление прикуса), лечение десен, отбеливание зубов». Антимонопольная служба посчитала данную информацию рекламой. Но в силу несоблюдения необходимых требований к рекламе медицинских услуг (которая обязана сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимостью получения консультации специалистов и т.п.*(13)) УФАС своим решением признало данную рекламу ненадлежащей. В результате общество за совершение правонарушения было привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей*(14). Не согласившись с решением Управления Федеральной антимонопольной службы, общество обратилось в арбитражный суд.

Суды трех инстанций признали выводы УФАС законными и отказались отменить предписание об устранении нарушений и штраф.

Однако коллегией судей ВАС РФ спорная информация была квалифицирована не как реклама, а как информация о деятельности общества. Ранее принятое решение о привлечении общества к административной ответственности было отменено. Суд обратил внимание на следующие обстоятельства.

1. В силу ЗаконаЗакона о защите прав потребителей*(15) продавец (исполнитель) обязан довести информацию о виде своей деятельности, если она подлежит лицензированию.
2. В рассматриваемом деле сведения на вывеске представляли собой перечисление стоматологических услуг с целью доведения до сведения потребителей информации о деятельности общества.
3. Информация на вывеске не содержала данных об использовании конкретных лекарственных средств либо медицинской техники при оказании услуг, а также указаний на методы лечения.
Перечисленные обстоятельства с учетом расположения рассматриваемой конструкции, по мнению коллегии судей, свидетельствуют об отсутствии признаков рекламы в информации, размещенной на вывеске. К такому же выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа*(16).
Заметим также, что вступившие в законную силу судебные акты по делам со схожими обстоятельствами, основанные на ином толковании норм права, могут быть пересмотрены с учетом выводов названного постановления Президиума ВАС.

Как учесть расходы на вывеску?

Другим не менее важным вопросом оказалось признание расходов на вывеску для целей налога на прибыль.
В качестве расходов на рекламу они учитываться не должны. Но поскольку вывески и указатели необходимы организации, чтобы информировать потенциальных потребителей о своем местонахождении, расходы на их изготовление и размещение соответствуют критериям, установленным пунктом 1 статьи 252пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса. Они могут быть учтены при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Гораздо хуже с признанием расходов на вывеску обстоят дела у организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Об этом свидетельствует позиция Минфина России*(17).

«Упрощенцы» вправе принять в целях налогообложения расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания*(18). Данные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций*(19). На основании пункта 4 указанной нормы к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.

Но учитывая, что положения ЗаконаЗакона о рекламе не распространяются на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, организации на УСН, по мнению финансистов, не имеют права признавать для целей налогообложения расходы на изготовление и размещение вывески.

Л. Иванова,
ведущий эксперт компании «ЦБА»

«Актуальная бухгалтерия», N 10, октябрь 2012 г.


*(1) пост.пост.  Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 15805/11
*(2) ч. 9ч. 9 , 17 ст. 1917 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее — Закон о рекламе)
*(3) п. 4 ст. 3п. 4 ст. 3 Закона о рекламе
*(4) ч. 1 ст. 14.3ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ
*(5) ЗаконЗакон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (далее — Закон N 2300-1)
*(6) п. 1 ст. 9п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1
*(7) п. 2 ст. 1473п. 2 ст. 1473 ГК РФ
*(8) пп. 2пп. 2 , 5 ч. 2 ст. 25 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе
*(9) п. 18п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37
*(10) письмописьмо ФАС России от 23.07.2009 N АЦ/24234
*(11) ч. 1 ст. 33ч. 1 ст. 33 Закона о рекламе
*(12) пост.пост.  Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 15805/2011
*(13) ч. 7 ст. 24ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе
*(14) ч. 1 ст. 14.3ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ
*(15) п. 2 ст. 9п. 2 ст. 9 Закона N 2300-1
*(16) пост.пост.  ФАС ЗСО от 28.06.2012 N Ф04-2892/2012
*(17) письмописьмо Минфина России от 08.09.2008 N 03-11-04/2/135
*(18) подп. 20 п. 1 ст. 346.16подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(19) ст. 264ст. 264 НК РФ