«Гарант-Сервис-Брянск»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области
Звоните нам
8 483-277-76-17

Кассовые документы не исправляют

Кассовые документы не исправляют
В Законе N 402-ФЗ отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов. Применяемые формы «первички» в соответствии с новым законом должны утверждаться руководителем, а не учетной политикой организации, как ранее*(4). Кроме того, новыми правилами предусмотрена возможность ведения электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи *(5).

Законом N 129-ФЗ был установлен прямой запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы*(6). В новом законе такой запрет отсутствует. В нем закреплен общий порядок внесения исправлений в документы*(7). Так, исправление должно содержать дату, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Однако это вовсе не означает, что с вступлением в силу нового закона о бухучете можно будет корректировать кассовые документы. Дело в том, что в нем прописана следующая оговорка: в документе допускаются исправления, «если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета»*(8).

Порядок ведения кассовых операций регулирует Положение Банка России*(9). А в пункте 2.1 указанного положения сказано, что внесение исправлений в кассовые документы не допускается. Соответственно, корректировать приходные и расходные кассовые ордера, кассовую книгу и другие кассовые документы, как и прежде, нельзя.

Подпись главбуха по-прежнему важна

По старым правилам*(10) бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Требования нового закона гласят, что отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта*(11). Таким образом, Закон N 402-ФЗ прямо не устанавливает обязанность главного бухгалтера подписывать бухгалтерскую отчетность.

На наш взгляд, законодатель лишь закрепил момент признания бухгалтерской отчетности составленной. И логично, что отчетность (как и любой другой документ) должны подписывать лица, которые ее формируют. Такими лицами согласно новому закону являются главный бухгалтер (иное должностное лицо) либо физическое или юридическое лицо, согласно заключенному договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Кроме того, требование подписывать бухгалтерскую отчетность предусмотрено ПБУ 4/99.

Кроме того, в новом законе отсутствует положение о том, что без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные документы считают недействительными и не принимают к исполнению*(12). Теперь, кому будет подчиняться главбух (или иное должностное лицо, ведущее бухучет) и должен ли он подписывать указанные документы, решает руководитель экономического субъекта. Это правило соответствует и нормам Гражданского кодекса. Согласно ему документы по сделке может подписать лицо, ее совершающее, или любое должным образом уполномоченное лицо*(13).

Новый закон отдельно определяет порядок действий в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухучета между руководителем и главным бухгалтером (иным лицом, на которое возложено ведение учета). Так, установлено, что данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимают (не принимают) к учету, а объект бухучета отражают (не отражают) в бухотчетности по письменному распоряжению руководителя. Именно он полностью несет ответственность за указанную информацию*(14).

В заключение добавим, что Законом N 402-ФЗ введена обязанность организации и осуществления внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. На данный момент порядок ведения такого контроля остается на усмотрение организации. У Минфина России пока только в планах разработка соответствующих рекомендаций*(15).

В. Овчинникова,
руководитель отдела контроля качества
департамента аудита компании «КСК групп»
Мнение. Кто уполномочен подписать?
Наталья Алабушина, начальник отдела методологии ИПБ России
Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержит нормы, регламентирующие административные полномочия (права) главного бухгалтера организации. Так, например, согласно части 3 статьи 7 Закона без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Это положение противоречило соответствующим нормам других законодательных актов (Трудового кодекса, Федеральных законов от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и некоторых других), ограничивая полномочия органов управления экономических субъектов. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит этой нормы, поскольку регулирование полномочий лиц, ответственных за ведение бухучета в экономических субъектах, не является предметом законодательства о бухгалтерском учете.


*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ)
*(2) одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997
*(3) п. 4 ст. 20 Закона N 402-ФЗ
*(4) п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
*(5) п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
*(6) п. 5 ст. 9 Закона N 129-ФЗ
*(7) п. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
*(8) п. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
*(9) Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П
*(10) п. 5 ст. 13 Закона N 129-ФЗ
*(11) п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ
*(12) п. 3 ст. 7 Закона N 129-ФЗ
*(13) п. 1 ст. 160 ГК РФ
*(14) п. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ
*(15) План Минфина России на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утв. приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440