«Гарант-Сервис-Брянск»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области
Звоните нам
8 483-277-76-17

Выбираем специалистов по трансфертному ценообразованию

Выбираем специалистов по трансфертному ценообразованию
Для выполнения функций в области трансфертного ценообразования компания может использовать собственные кадровые ресурсы, набрать в штат новых специалистов или привлечь внешних консультантов. Также возможен комбинированный вариант.

В связи с введением новых правил в области трансфертного ценообразования для компаний, совершающих контролируемые сделки, появился новый аспект управления деятельностью. Наряду с бухучетом, юридическим сопровождением, налоговым планированием и другими сферами он требует постоянного внимания и контроля со стороны фирмы. Чтобы снизить риски возникновения неблагоприятных налоговых последствий в области трансфертного ценообразования, теперь необходимо:

— провести анализ совершаемых сделок и выявить потенциально контролируемые;
— выбрать метод контроля за соответствием цен рыночному уровню;
— проанализировать соответствие цен по контролируемым сделкам рыночному уровню;
— проводить текущий контроль за уровнем цен по контролируемым сделкам;
— подготовить и направить в инспекцию уведомление о совершении контролируемых сделок;
— подготовить документацию, обосновывающую соответствие цен по контролируемым сделкам рыночному уровню;
— взаимодействовать с инспекторами в рамках специальных налоговых проверок по трансфертному ценообразованию;
— проанализировать возможность применения «защитных мер», предусмотренных Налоговым кодексом (возможность создания консолидированной группы налогоплательщиков, заключения соглашений о ценообразовании и проведения симметричных корректировок).

Для выполнения указанных выше процедур компания может использовать собственные ресурсы (распределив функции между существующими сотрудниками, набрав в штат новых специалистов в области трансфертного ценообразования) или привлечь внешних консультантов. Возможен также комбинированный вариант, когда функции выполняют работники компании под методологическим руководством сторонних специалистов.

Решение о том, как организовать работу по соблюдению требований нового законодательства в области трансфертного ценообразования, зависит от нескольких факторов. Рассмотрим каждый в отдельности.

Количество контролируемых сделок

Объем работы по анализу и мониторингу уровня цен и подготовке документации по одной, даже сложной контролируемой сделке, скорее всего, не обеспечит годовую загрузку одного нанятого специалиста (тем более отдела). Если количество контролируемых сделок компании невелико, оптимальным будет распределить функции, связанные с трансфертным ценообразованием, между имеющимися сотрудниками (например, в рамках коммерческого отдела). Также функции можно отдать на аутсорсинг внешним консультантам.

Если же компания совершает большое количество однотипных контролируемых сделок, целесообразнее создать отдел или нанять в штат специалиста. Возможен и смешанный вариант, когда методы и формы работы по трансфертному ценообразованию разрабатывают квалифицированные внешние консультанты, а рутинные функции выполняют существующие сотрудники компании.

Сложность сделок

Различные типы контролируемых сделок предполагают применение разных методов анализа соответствия цен по этим сделкам рыночному уровню. Так, в рамках метода сопоставимых рыночных цен для обоснования соответствия цен на товар, реализуемый в контролируемой сделке, могут использоваться информация о биржевых котировках на этот товар или данные информационно-ценовых агентств. Функция по контролю и обоснованию цен по таким сделкам в большей степени будет заключаться в постоянном мониторинге биржевых котировок на анализируемый товар. При этом метод сопоставимых рыночных цен является достаточно прозрачным с точки зрения методологии применения. Наиболее рациональным вариантом обеспечения контроля за уровнем цен по контролируемым сделкам будет поручение функции по мониторингу цен существующим специалистам или создание собственного отдела (наем специалиста) по трансфертному ценообразованию.

Если сделки сложные (например, оказание услуг по процессингу), большее значение имеет правильность выбора методологического подхода. Мониторинг соответствия цен рыночному уровню является второстепенной задачей. Так, метод сопоставимой рентабельности или метод распределения прибыли требуют квалифицированного решения вопросов об используемом показателе рентабельности, о базе для распределения прибыли, критериях отбора сопоставимых компаний и т.д. При этом мониторинг соответствия цен по контролируемым сделкам может производиться ежемесячно или ежеквартально на основании показателя рентабельности компании. Для анализа сложных сделок целесообразнее привлекать внешнего консультанта.

Объем сделок

Если общий объем контролируемых сделок значителен, то сумма рисков, связанных с ошибками при установлении трансфертных цен, также может быть велика. В таких случаях для снижения риска принятия неправильных решений при установлении цен (подготовке аргументации для их обоснования) компании целесообразнее привлекать внешних консультантов, обладающих высокой квалификацией.

Структура сделок группы

Рассмотрим ситуацию с наличием цепочки внутригрупповых операций. Например, когда производство деталей, сборку, реализацию продукции дистрибьюторам и конечным покупателям производят компании одной группы. Вопросы установления цен в каждой сделке группы затрагивают интересы всех или большинства ее фирм. Привлечение внешнего независимого консультанта, не находящегося в сфере влияния отдельных компаний группы, позволяет снизить вероятность принятия неоптимальных с налоговой точки зрения решений под влиянием внутригрупповых факторов.

Помимо индивидуальных для каждой компании факторов существует также ряд объективных. Их необходимо учитывать в процессе принятия решения об оптимальном варианте организации внутреннего контроля за трансфертным ценообразованием. Рассмотрим эти объективные факторы.

Затраты. В связи с введением поправок в налоговое законодательство спрос на услуги консультантов в области трансфертного ценообразования резко возрос. Если компания принимает решение о выполнении функций внешним консультантом на постоянной основе, экономический выигрыш будет заключаться в следующем. Основной объем работы (анализ контролируемых сделок, выбор метода, проведение сравнительных исследований и т.д.) будет проделан консультантом в первый год работы. В дальнейшем, при сохранении структуры сделок, фирме необходимо будет лишь ежегодно обновлять документацию (стоимость обновления существенно ниже стоимости первоначальной подготовки документации). Также нужно проводить мониторинг изменений в законодательстве в области трансфертного ценообразования.

Принимая решение о создании собственного отдела (найме специалистов) по трансфертному ценообразованию, компании необходимо иметь в виду следующее. На сегодняшний день на рынке труда количество квалифицированных специалистов в области трансфертного ценообразования крайне невелико. В большинстве случаев это бывшие сотрудники международных консалтинговых фирм или международных групп компаний, где в силу требований законодательства зарубежных юрисдикций существует практика отслеживания внутригрупповых цен. Наем таких специалистов обойдется компании недешево. Есть альтернативный вариант — подготовка собственных специалистов. С точки зрения затрат он также не самый эффективный.

Обучение работника до необходимого уровня потребует времени и значительных затрат. Так, стоимость одного семинара по трансфертному ценообразованию в Москве составляет около 10 000-15 000 рублей. Для подготовки специалиста с нуля необходимо несколько семинаров плюс регулярное повышение квалификации. Кроме того, на начальных этапах у компании, вероятно, возникнут вопросы по трансфертному ценообразованию, требующие квалифицированного профессионального суждения. Для их решения опять же необходимо привлечение внешних консультантов.

Эффективность. Приняв решение о создании собственного отдела по трансфертному ценообразованию или распределении функций среди имеющихся сотрудников, компания должна быть готова к низкой эффективности этих специалистов на начальных этапах. Причина — необходимость разработки и налаживания новых внутренних бизнес-процессов. Внешние консультанты, как правило, имеют четкую организацию бизнес-процессов. Их преимуществом также является наличие существенных наработок в области трансфертного ценообразования: отработанные методологические подходы, шаблоны документов, формы запросов, программы для автоматизации поиска информации и т.д. Все это позволяет им более эффективно выполнять задачи.

Принимая решение о создании собственного отдела (найме специалиста), нужно учитывать ограничения, связанные с квалификацией, опытом собственных сотрудников и доступностью для них различных источников информации, необходимых для анализа уровня цен по контролируемым сделкам. Внешние консультанты, как правило, обладают доступом к множеству информационных ресурсов, включая российские и зарубежные базы данных, данные официальной статистики и т.д. Новые российские правила в области трансфертного ценообразования соответствуют международной модели, разработанной ОЭСР.

Поэтому возможность использовать опыт других компаний международной сети, а также наличие собственного опыта реализации проектов для компаний в других странах является существенным преимуществом для консультанта, работающего на российском рынке. Наличие таких навыков и возможностей у внешнего консультанта особенно актуально, когда российская компания совершает внешнеэкономические сделки с взаимозависимыми лицами.

Принимая решение о создании собственного отдела или переквалификации имеющихся сотрудников, фирма ограничивает себя знаниями и навыками одного или нескольких специалистов. Анализ контролируемых сделок и подготовка отчетности по ним требуют выполнения разноплановых видов работ (анализ законодательства, экономический анализ, проведение сравнительных исследований, подготовка расчетов, взаимодействие с налоговыми органами, обзор арбитражной практики и т.д.). Очевидно, что возможности одного или нескольких специалистов компании выполнить указанные задачи на высоком уровне ограничены. А в случае с внешними консультантами к работе над проектом привлекают нескольких специалистов, компетентных в различных аспектах, связанных с трансфертным ценообразованием (от проведения анализа сделок и подготовки документации до участия в специальных налоговых проверках и представления интересов клиента в суде).

Риски. В настоящее время существует много вопросов относительно применения положений нового законодательства в области трансфертного ценообразования и отсутствует арбитражная практика в этой области. При принятии решения о выполнении функций, связанных с трансфертным ценообразованием, за счет собственных ресурсов существенным является риск, связанный с возможной субъективностью решений, принимаемых сотрудниками компании. В случае с привлечением внешних консультантов данный риск снижается за счет участия в проекте нескольких специалистов и многоуровневой системы проверки результатов проекта. Но этот вариант также может нести некоторые риски. В частности, они могут быть связаны с неточностью (неполнотой) информации, предоставленной компанией внешнему консультанту, с недостаточной квалификацией внешнего консультанта и т.д. Необходимо понимать, что в связи с резким ростом спроса на консультационные услуги в области трансфертного ценообразования на рынке будут появляться компании и специалисты, предлагающие такие услуги, но не имеющие достаточного опыта и квалификации для их оказания. Поэтому при выборе внешнего консультанта необходимо получить информацию о наличии у него опыта реализации аналогичных проектов по трансфертному ценообразованию (желательно для компаний той же отрасли), о его квалификации, а также о возможности и объеме предоставления гарантий в отношении качества оказываемых услуг. При найме собственного специалиста по трансфертному ценообразованию фирме необходимо учитывать риски, связанные с прерыванием его работы (из-за отпуска, болезни, увольнения). Также потребуются инвестиции в обучение собственного персонала.

Таким образом, фирме при принятии решения о выполнении необходимых функций в области трансфертного ценообразования путем привлечения внешних консультантов или за счет собственных ресурсов нужно учитывать специфику самой компании, объем, сложность и количество контролируемых сделок, а также объективные факторы, связанные с развитием рынка труда и рынка консультационных услуг.

К. Карпушин,
менеджер отдела налогового и юридического
консультирования компании KPMG в России и СНГ

Е. Милютина,
старший консультант отдела налогового и юридического
консультирования компании KPMG в России и СНГ

«Актуальная бухгалтерия», N 6, июнь 2012 г.