Производственное предприятие использует транспортные средства в собственной деятельности с оформлением путевых листов. Приказом Минтранса России от 18.01.2017 N 17 в раздел III «Порядок заполнения путевого листа» приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 введен п. 16.1, которым установлено, что контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, на путевом листе проставляется дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, которые заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Правомерно ли принимать к налоговому учету путевой лист, если по каким-то причинам данный реквизит не будет заполнен?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Само по себе отсутствие в путевом листе отметки о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства не исключает возможности принятия к налоговому учету такого первичного документа и, соответственно, расходов на ГСМ и т.п. по данному транспортному средству.
Обоснование позиции:
Как известно, одним из общеустановленных критериев (п. 1 ст. 252 НК РФ) для признания затрат в составе расходов для целей налогообложения является их документальное подтверждение. Документально подтвержденными расходами признаются затраты, оформленные документами в соответствии с законодательством РФ (абзац четвертый п. 1 ст. 252 НК РФ).
Кроме того, согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы.
Отметим, что перечня документов, необходимых для документального подтверждения расходов на приобретение горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ), глава 25 НК РФ не предусматривает (дополнительно смотрите, например, письмо Минфина России от 09.02.2016 N 03-03-07/6701).
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»). В связи с этим он выступает одним из документов, служащих основанием для признания расходов на ГСМ в налоговом учете (смотрите, например, письма ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@, Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@, от 13.10.2009 N 16-15/107268, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.11.2016 N Ф07-10648/16 по делу N А21-8008/2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2015 N Ф06-19054/13 по делу N А65-21365/2013).
Как Вы справедливо отметили, приказом Минтранса России от 18.01.2017 N 17 новой нормой, а именно пунктом 16.1, дополнен раздел III «Порядок заполнения путевого листа» приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ N 152).
Пунктом 16.1 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (утвержденных Приказом N 152), который применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили и т.п. (п. 2 указанного документа), установлено, что контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, на путевом листе проставляются дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, которые заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Прямого ответа на вопрос о правомерности признания расходов на ГСМ при нарушении требований п. 16.1 Приказа N 152 нормативно-правовые акты не дают. На наш взгляд, данное обстоятельство не отрицает возможности включения расходов на ГСМ в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.
Между тем предусмотренная п. 16.1 Приказа N 152 отметка не является обязательным реквизитом ни первичных учетных документов (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), ни путевых листов (Раздел II Приказа N 152). Ее проставление вытекает из предусмотренного в ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» требования, согласно которому юридические лица и ИП, осуществляющие перевозки, в том числе автомобильным транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Кроме того, не любые погрешности в оформлении первичных учетных документов влекут за собой невозможность признания затрат в налоговом учете. Так, например, в письме Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547 разъясняется, что ошибки в первичных учётных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. По нашему мнению, путевой лист, не удовлетворяющий требованиям п. 16.1 Приказа N 152, также может указывать на факт использования транспорта в деятельности, направленной на получение дохода, и на расход ГСМ (дополнительно смотрите определение ВАС РФ от 30.08.2013 N ВАС-11880/13, постановление ФАС Поволжского округа от 21.05.2013 N Ф06-3255/13).
Также отметим, что путевой лист не является единственным и необходимым документом, подтверждающим правомерность признания расходов на ГСМ в налоговом учете (смотрите, например, письмо Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, постановления ФАС Московского округа от 18.09.2013 N Ф05-10932/13, от 12.12.2011 N Ф05-13091/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2010 по делу N А74-3569/2009).
Вместе с тем исключить вероятность налоговых споров относительно обоснованности включения расходов на ГСМ в расчет подлежащей налогообложению прибыли при несоблюдении требований п. 16.1 Приказа N 152 мы не можем.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Путевой лист;
— Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;
— Энциклопедия решений. Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир
Ответ прошел контроль качества
3 апреля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Организация оказывает благотворительную помощь больнице, которая работает с зараженными COVID-19: поставляет подсолнечное масло. Облагается ли передача подсолнечного масла НДС? Как отразить в бухгалтерском учете передачу подсолнечного масла?
- Предприятие проводит реконструкцию здания, учтенного на счете 01 в качестве объекта основных средств как единый объект. Изначально планировалось закончить реконструкцию всего здания в течение одного года, но фактически реконструкция продолжается несколько лет. Затраты на реконструкцию собираются на счете 08 в целом, без подразделения по отдельным частям здания. Часть здания уже готова к эксплуатации, а другая часть — нет. То есть работы, предусмотренные проектом реконструкции, на текущий момент выполнены частично. В какой момент необходимо перенести накопленные на счете 08 затраты на реконструкцию на увеличение стоимости здания: 1) в момент начала эксплуатации готовой части здания или 2) в момент полного окончания работ по реконструкции всего здания (срок неизвестен)? Если вариант N 1, то нужно ли выделять в накопленной сумме затрат именно расходы на реконструкцию готовой части здания, то есть необходимо перенести на счет 01 часть накопленных на счете 08 затрат или все затраты, имеющиеся на момент начала эксплуатации готовой части здания?
- В организации сотрудники знакомятся под подпись с графиком отпусков на год, в котором сразу указано разделение отпуска (по желанию сотрудника), соответственно, руководителем этот график утверждается. Далее за 2 недели до отпуска пишут заявление на отпуск с указанием периода отпуска, затем расписываются в приказе об отпуске. Трудовая инспекция вынесла наказание за отсутствие согласия на разделение отпуска. Права ли трудовая инспекция и как должно выглядеть это соглашение? Почему подписанный двумя сторонами график отпусков (с разделением на части по желанию сотрудника) и приказ об отпуске сотрудника не может рассматриваться как согласие на разделение отпуска на части?
- Между сторонами заключен договор подряда на производство и монтаж металлоконструкций. Подрядчику перечислен аванс. Работы выполнены частично. Часть выполненных работ сдана заказчику, а часть — нет (по причине «заморозки» проекта заказчиком). В адрес подрядчика было направлено уведомление о приостановке работ. В настоящее время заказчик в судебном порядке расторгает договор по п. 2 ст. 715 ГК РФ и взыскивает сумму аванса как неосновательное обогащение. На момент подачи иска о расторжении договора и взыскании аванса приостановление работ, объявленное заказчиком, не было последним снято. Работы были выполнены подрядчиком до момента объявления заказчиком о приостановлении работ. Может ли заказчик взыскать перечисленный подрядчику аванс? При каких обстоятельствах? Какие доказательства могут быть приняты в качестве подтверждения факта выполнения работ подрядчиком? Как оценивают суды приостановку работ по инициативе заказчика? Может ли подрядчик взыскать убытки, связанные с приостановкой работ?
- При возвращении из командировки сотрудник коммерческой организации представил чек ККТ за проживание в гостинице, оплаченный через Интернет, и документ о бронировании. Счет за проживание в гостинице выдан не был, так как проживание было заказано через сайт www.booking.com. Достаточно ли данных документов для подтверждения расходов с точки зрения обязанности работодателя по возмещению расходов сотруднику (не налоговый учет)? Является ли обязательным реквизитом путевого листа расшифровка подписи водителя (полностью имя, отчество, фамилия)?