Звоните нам: 8 483-277-76-17 руководитель клиентского отдела Моисейченко Татьяна 8 952-962-62-83 |
19 апреля 2022 года
![]() СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
![]() ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ![]() |
В период 2007-2008 годов организация сдавала в аренду помещения под офис, арендатор должен 2 200 000 руб. Дебиторская задолженность подлежит списанию в связи с истечением срока исковой давности.
![]()
9 февраля 2012
Вопрос: В период 2007-2008 годов организация сдавала в аренду помещения под офис, арендатор должен 2 200 000 руб. Дебиторская задолженность подлежит списанию в связи с истечением срока исковой давности. На сегодняшний день подписанные арендатором документы (договор аренды, акт выполненных услуг) утеряны. Место нахождения организации-арендатора не установлено. В течение срока исковой давности переписка не велась, платежи не осуществлялись.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу:
Основанием для списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности являются данные инвентаризации расчетов (дебиторской задолженности), письменное обоснование, а также приказ (распоряжение) руководителя. Обоснование вывода: Основной целью инвентаризации являются подтверждение достоверности учета задолженности и обязательств, установление сроков их возникновения и погашения. Проведение такой инвентаризации необходимо перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Также инвентаризацию расчетов можно проводить ежеквартально с целью недопущения пропусков сроков исковой давности. Инвентаризация расчетов проводится с поставщиками и покупателями, с бюджетом и внебюджетным фондами, работниками и другими дебиторами и кредиторами и проверяет обоснованность сумм, числящихся в бухгалтерском учете. Порядок проведения инвентаризации расчетов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. По ее завершении оформляется акт по форме ИНВ-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, в котором указываются выявленные расхождения и суммы просроченных задолженностей. Акт заполняется на основании специальной справки-приложения (приложение к форме N ИНВ-17), правильное составление которой дает все необходимые сведения, как о задолженности, так и о самом дебиторе. Также данные формы заполняются на основании актов сверок с контрагентами организации, на основании которых утверждается факт задолженности и констатируется ее величина. Затем руководитель организации, основываясь на выводах инвентаризационной комиссии и оформленных вышеперечисленных документах, принимает решение о списании задолженности — издает приказ. Таким образом, основанием для списания дебиторской задолженности являются следующие документы (письма УФНС России по г. Москве от 21.12.2009 N 16-15/134520, от 07.04.2009 N 16-15/033034, от 19.12.2007 N 20-12/121646): а) договоры; Обращаем внимание, что указанные документы являются основанием для списания дебиторской задолженности и в целях налогового учета. Подтверждающие документы по дебиторской задолженности организация обязана хранить в течение не менее пяти лет, как того требует п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. Срок, установленный налоговым законодательством по хранению документов, необходимых для исчисления и уплаты налога, составляет четыре года (п. 1 ст. 23 НК РФ). Отметим, что хранение первичных документов является обязанностью, а не правом организации. Поэтому у организации, не сохранившей первичных учетных документов по дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, ставятся под сомнения основания ее списания в уменьшение налогооблагаемой прибыли в составе внереализационных расходов (п. 2 ст. 265 НК РФ) и возможность ее списания на финансовый результат организации К сведению: ФАС Московского округа также согласился с тем, что при отсутствии первичных документов невозможно сделать вывод ни о правомерности самого списания задолженности, ни о периоде, когда она может быть учтена в составе расходов (постановление от 14.08.2009 N КА-А40/7665-09-2). Вместе с тем следует учитывать также следующее. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (ст. 614 ГК РФ). При этом в п. 1 ст. 655 ГК РФ указывается, что передача помещения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами. Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, обязательство арендодателя передать здание или сооружение арендатору считается исполненным после предоставления его арендатору во владение или пользование и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. Длительное время к списку обязательных документов, подтверждающих арендные расходы, по мнению Минфина России, относились ежемесячные акты об оказании услуг (смотрите, например, письмо Минфина России от 07.06.2006 N 03-03-04/1/505). Однако позднее в письмах Минфина РФ от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559, от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742 чиновники пришли к выводу, что составлять такие акты не нужно, если иное не вытекает из условий сделки. Обратите внимание, что в бухгалтерском учете списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 77 Положения N 34н). Аналитический учет на забалансовом счете ведется по каждому должнику, чья задолженность списана в убыток. Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Вахромова Наталья Контроль качества ответа: Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. |