Организацией был получен аванс от своего заказчика…
Из вопроса следует, что полученная от покупателя сумма являлась оплатой уже поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги), т.е. НДС с полученной суммы был исчислен и уплачен в бюджет ошибочно. В таком случае полагаем, что оснований для вычета НДС, предусмотренного п. 8 ст. 171 НК РФ, не имеется.
В то же время в силу п. 1 ст. 81 НК РФ Ваша организация вправе при обнаружении ошибки, не приводящей к занижению суммы налога, представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Вместе с тем в абзаце 3 п. 1 ст. 54 НК РФ говорится, что налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Следовательно, формально Ваша организация может провести перерасчет налоговой базы по НДС, например, в I квартале 2011 года.
Однако, как уже было указано выше, полученная от покупателя сумма являлась оплатой уже поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги). Поэтому пересчет налоговой базы в периоде, в котором выявлена ошибка, не производится, для вычета НДС по п. 8 ст. 171 НК РФ в I квартале 2011 года, по нашему мнению, оснований не имеется.
Кроме того, нормы главы 21 НК РФ и Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, конкретный порядок соответствующего перерасчета налоговой базы и суммы налога не устанавливают (письмо Минфина РФ от 07.12.2010 N 03-07-11/476).
В таком случае Ваша организация вправе представить уточненную налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2009 года.
Данное мнение подтверждается в письме Минфина России от 25.08.2010 N 03-07-11/363, в котором отмечается, что положения абзаца 3 п. 1 ст. 54 НК РФ в отношении налоговых вычетов по НДС не применяются.
Кроме того, организации следует внести исправления и в книгу продаж за IV квартал 2009 года, сделав в дополнительном листе книги продаж запись об аннулировании ошибочного счета-фактуры (смотрите также письмо Федеральной налоговой службы от 06.09.2006 N ММ-6-03/896@).
Для внесения исправлений в декларацию по НДС за IV квартал 2009 года Вашей организации следует подтвердить, что полученный платеж фактически предоплатой (авансом) не является, а представляет собой оплату уже отгруженного товара (выполненной работы, оказанной услуги).
Подтверждающими документами в такой ситуации могут быть, например, накладная на отгрузку товара (акт выполненных работ, оказанных услуг), счет-фактура, выставленный покупателю, платежное поручение с верным назначением платежа.
При условии постоянных отгрузок в адрес данного покупателя считаем, что дополнительно к указанным выше документам Вашей организации целесообразно представить акт сверки расчетов с покупателем.
Что касается исправлений в поле «назначение платежа» платежного поручения, то здесь следует учитывать, что положение ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее — Положение N 2-П) в настоящее время не регламентирует порядок исправления ошибки, допущенной в назначении платежа при заполнении платежного поручения.
При этом в п. 1.5 Положения N 2-П указывается, что банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.
С учетом изложенного полагаем, что в рассматриваемом случае, помимо копии платежного поручения с верным назначением платежа, покупатель должен отправить в Ваш адрес письмо об изменении (уточнении) назначения платежа. Данное письмо должно быть подписано руководителем и главным бухгалтером плательщика, а также заверено печатью покупателя.
При наличии только факсовой копии платежного поручения, по нашему мнению, уменьшение суммы начисленного к уплате налога в декларации за IV квартал 2009 года приведет к спорам с представителями налогового органа.
К сожалению, разъяснений официальных органов и судебных решений в ситуациях, подобных Вашей, нами не обнаружено.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Монако Ольга
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Организация оказывает благотворительную помощь больнице, которая работает с зараженными COVID-19: поставляет подсолнечное масло. Облагается ли передача подсолнечного масла НДС? Как отразить в бухгалтерском учете передачу подсолнечного масла?
- Предприятие проводит реконструкцию здания, учтенного на счете 01 в качестве объекта основных средств как единый объект. Изначально планировалось закончить реконструкцию всего здания в течение одного года, но фактически реконструкция продолжается несколько лет. Затраты на реконструкцию собираются на счете 08 в целом, без подразделения по отдельным частям здания. Часть здания уже готова к эксплуатации, а другая часть — нет. То есть работы, предусмотренные проектом реконструкции, на текущий момент выполнены частично. В какой момент необходимо перенести накопленные на счете 08 затраты на реконструкцию на увеличение стоимости здания: 1) в момент начала эксплуатации готовой части здания или 2) в момент полного окончания работ по реконструкции всего здания (срок неизвестен)? Если вариант N 1, то нужно ли выделять в накопленной сумме затрат именно расходы на реконструкцию готовой части здания, то есть необходимо перенести на счет 01 часть накопленных на счете 08 затрат или все затраты, имеющиеся на момент начала эксплуатации готовой части здания?
- В организации сотрудники знакомятся под подпись с графиком отпусков на год, в котором сразу указано разделение отпуска (по желанию сотрудника), соответственно, руководителем этот график утверждается. Далее за 2 недели до отпуска пишут заявление на отпуск с указанием периода отпуска, затем расписываются в приказе об отпуске. Трудовая инспекция вынесла наказание за отсутствие согласия на разделение отпуска. Права ли трудовая инспекция и как должно выглядеть это соглашение? Почему подписанный двумя сторонами график отпусков (с разделением на части по желанию сотрудника) и приказ об отпуске сотрудника не может рассматриваться как согласие на разделение отпуска на части?
- Между сторонами заключен договор подряда на производство и монтаж металлоконструкций. Подрядчику перечислен аванс. Работы выполнены частично. Часть выполненных работ сдана заказчику, а часть — нет (по причине «заморозки» проекта заказчиком). В адрес подрядчика было направлено уведомление о приостановке работ. В настоящее время заказчик в судебном порядке расторгает договор по п. 2 ст. 715 ГК РФ и взыскивает сумму аванса как неосновательное обогащение. На момент подачи иска о расторжении договора и взыскании аванса приостановление работ, объявленное заказчиком, не было последним снято. Работы были выполнены подрядчиком до момента объявления заказчиком о приостановлении работ. Может ли заказчик взыскать перечисленный подрядчику аванс? При каких обстоятельствах? Какие доказательства могут быть приняты в качестве подтверждения факта выполнения работ подрядчиком? Как оценивают суды приостановку работ по инициативе заказчика? Может ли подрядчик взыскать убытки, связанные с приостановкой работ?
- При возвращении из командировки сотрудник коммерческой организации представил чек ККТ за проживание в гостинице, оплаченный через Интернет, и документ о бронировании. Счет за проживание в гостинице выдан не был, так как проживание было заказано через сайт www.booking.com. Достаточно ли данных документов для подтверждения расходов с точки зрения обязанности работодателя по возмещению расходов сотруднику (не налоговый учет)? Является ли обязательным реквизитом путевого листа расшифровка подписи водителя (полностью имя, отчество, фамилия)?