«Гарант-Сервис-Брянск»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области
Звоните нам
8 483-277-76-17

Заказчиком отклонена заявка на участие в открытом …

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Непредоставление оператором электронной площадки копии доверенности представителя участника размещения заказа является основанием для отклонения заявки на участие в аукционе в электронной форме.
Бездействие оператора, выразившееся в непредоставлении копии доверенности, и действия заказчика по отклонению заявки могут быть обжалованы одновременно.

Обоснование вывода:
В силу ч. 1 ст. 41.3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме (далее — аукцион) оператор электронной площадки (далее — оператор) осуществляет аккредитацию участников размещения заказа. При этом для получения аккредитации участник размещения заказа представляет оператору ряд документов и сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ, в том числе копии документов, подтверждающих полномочия руководителя, а если от имени участника размещения заказа действует иное лицо — также доверенности этого лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа по участию в аукционах (далее — доверенность) (п. 5 ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ). Копия доверенности вместе с прочими документами содержится в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию (далее — реестр) (п. 7 ч. 2 ст. 41.4 Закона N 94-ФЗ).

Части 4 и 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, описывающие состав первой и второй частей заявки на участие в аукционе (далее — заявка), не содержат требования о приложении к ним доверенности.

Одновременно согласно ч. 20 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения аукциона оператор обязан направить заказчику, в уполномоченный орган документы участников размещения заказа, содержащиеся в реестре на дату и время окончания срока подачи заявок, в том числе и копии доверенности.

Как видим, обязанность по направлению заказчику, в уполномоченный орган копии доверенности законом возложена на оператора.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные оператором, на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе. При этом заявка в случае отсутствия копий документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа — юридического лица по участию в аукционах (п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ), признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.

Таким образом, факт отсутствия в составе документов, предоставляемых оператором, доверенности действительно является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, не взирая на отсутствие вины в этом участника размещения заказа.

По нашему мнению, ненадлежащее исполнение оператором электронной площадки обязанностей по предоставлению документов, предусмотренных ч. 20 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ, повлекшее признание заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, следует рассматривать как бездействие, которое нарушает права и законные интересы участника размещения заказа. Соответственно, любой участник размещения заказа имеет право обжаловать его в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Закона N 94-ФЗ, что не является препятствием для обжалования их участником размещения заказа в судебном порядке (ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ).

Вместе с тем представляется очевидным, что основное нарушение прав участника размещения заказа состоит в отклонении заявки аукционной комиссией. В случае обжалования только бездействия оператора, выразившегося в непередаче заказчику доверенности, это решение формально останется в силе.

Соответственно, жалоба должна быть подана одновременно на бездействие оператора и действия аукционной комиссии. В п. 4 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении открытых аукционов в электронной форме в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2011 года, приведен пример рассмотрения такой жалобы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела