Государственное учреждение здравоохранения относится …
По нашему мнению, так как у организации отсутствует право принять к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), то обязанность регистрировать полученные счета-фактуры в книге покупок не возникает.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ.
Это можно сделать при соблюдении следующих условий:
— товары (работы, услуги) должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ);
— товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
— налогоплательщик должен иметь правильно оформленный счет-фактуру (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Следовательно, если товары (работы, услуги) были приобретены организацией для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, и были приняты к учету, а также имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура, то НДС может быть принят к вычету.
В рассматриваемой ситуации организация получила субсидию на выполнение государственного задания.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено ст. 154 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При этом налоговая база увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в частности, ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам (ст. 69.1 БК РФ). Следовательно, субсидии в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания выделяются не на оплату оказанных организацией услуг (выполненных работ), а на компенсацию расходов.
Таким образом, по нашему мнению, полученные денежные средства (субсидии), не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, в налоговую базу по НДС не включаются. Косвенно это подтверждается письмами Минфина России от 11.10.2010 N 03-07-11/399, от 02.04.2010 N 03-07-11/84, от 07.06.2010 N 03-07-11/242.
Хозяйственные операции, расходы на которые компенсируются за счет средств бюджета, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 06.05.2010 N 03-07-11/164, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/31). В письмах Минфина России от 28.04.2009 N 03-07-11/116, от 14.05.2008 N 03-07-11/181 также отмечено, что при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета РФ (бюджета субъекта РФ), вычеты НДС производятся в общеустановленном порядке.
По нашему мнению, право на налоговый вычет не зависит от источников финансирования приобретения товаров (работ, услуг). Главное, чтобы они использовались для осуществления облагаемых НДС операций, тогда соблюдается условие для применения НДС к возмещению. Например, в письме Минфина России от 26.07.2010 N 03-07-11/309 финансисты не возразили против применения налогового вычета по товарам (работам, услугам), расходы на приобретение которых профинансированы за счет субсидий.
Поэтому, если в рамках государственного задания (заказа) учреждением выполняются операции, облагаемые НДС, то у организации возникает право на вычет НДС.
В рассматриваемой нами ситуации организация в рамках государственного задания оказывает медицинские (дерматологические) услуги населению. Данный вид оказываемых услуг освобожден от обложения НДС (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Соответственно, товары (работы, услуги), которые были приобретены организацией для осуществления операций, не признаваемых объектами обложения НДС, не удовлетворяют критериям, установленным ст.ст. 171, 172 НК РФ, и НДС по таким товарам (работам, услугам) не может быть принят к вычету.
Таким образом, так как оказываемые в рамках государственного задания учреждением услуги не облагаются НДС, то у организации право на вычет НДС при приобретении товаров (работ, услуг), оплаченных за счет субсидии, в связи с осуществлением не облагаемых НДС операций не возникает.
Согласно п. 8 ст. 169 НК РФ форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения книги покупок указан в Разделе II Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее — Правила).
Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ (п. 8 Правил).
Таким образом, по нашему мнению, так как у организации отсутствует право принять к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), то не возникает и обязанность регистрировать полученные счета-фактуры в книге покупок.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подволокина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Организация оказывает благотворительную помощь больнице, которая работает с зараженными COVID-19: поставляет подсолнечное масло. Облагается ли передача подсолнечного масла НДС? Как отразить в бухгалтерском учете передачу подсолнечного масла?
- Предприятие проводит реконструкцию здания, учтенного на счете 01 в качестве объекта основных средств как единый объект. Изначально планировалось закончить реконструкцию всего здания в течение одного года, но фактически реконструкция продолжается несколько лет. Затраты на реконструкцию собираются на счете 08 в целом, без подразделения по отдельным частям здания. Часть здания уже готова к эксплуатации, а другая часть — нет. То есть работы, предусмотренные проектом реконструкции, на текущий момент выполнены частично. В какой момент необходимо перенести накопленные на счете 08 затраты на реконструкцию на увеличение стоимости здания: 1) в момент начала эксплуатации готовой части здания или 2) в момент полного окончания работ по реконструкции всего здания (срок неизвестен)? Если вариант N 1, то нужно ли выделять в накопленной сумме затрат именно расходы на реконструкцию готовой части здания, то есть необходимо перенести на счет 01 часть накопленных на счете 08 затрат или все затраты, имеющиеся на момент начала эксплуатации готовой части здания?
- В организации сотрудники знакомятся под подпись с графиком отпусков на год, в котором сразу указано разделение отпуска (по желанию сотрудника), соответственно, руководителем этот график утверждается. Далее за 2 недели до отпуска пишут заявление на отпуск с указанием периода отпуска, затем расписываются в приказе об отпуске. Трудовая инспекция вынесла наказание за отсутствие согласия на разделение отпуска. Права ли трудовая инспекция и как должно выглядеть это соглашение? Почему подписанный двумя сторонами график отпусков (с разделением на части по желанию сотрудника) и приказ об отпуске сотрудника не может рассматриваться как согласие на разделение отпуска на части?
- Между сторонами заключен договор подряда на производство и монтаж металлоконструкций. Подрядчику перечислен аванс. Работы выполнены частично. Часть выполненных работ сдана заказчику, а часть — нет (по причине «заморозки» проекта заказчиком). В адрес подрядчика было направлено уведомление о приостановке работ. В настоящее время заказчик в судебном порядке расторгает договор по п. 2 ст. 715 ГК РФ и взыскивает сумму аванса как неосновательное обогащение. На момент подачи иска о расторжении договора и взыскании аванса приостановление работ, объявленное заказчиком, не было последним снято. Работы были выполнены подрядчиком до момента объявления заказчиком о приостановлении работ. Может ли заказчик взыскать перечисленный подрядчику аванс? При каких обстоятельствах? Какие доказательства могут быть приняты в качестве подтверждения факта выполнения работ подрядчиком? Как оценивают суды приостановку работ по инициативе заказчика? Может ли подрядчик взыскать убытки, связанные с приостановкой работ?
- При возвращении из командировки сотрудник коммерческой организации представил чек ККТ за проживание в гостинице, оплаченный через Интернет, и документ о бронировании. Счет за проживание в гостинице выдан не был, так как проживание было заказано через сайт www.booking.com. Достаточно ли данных документов для подтверждения расходов с точки зрения обязанности работодателя по возмещению расходов сотруднику (не налоговый учет)? Является ли обязательным реквизитом путевого листа расшифровка подписи водителя (полностью имя, отчество, фамилия)?