Встречная проверка: представлять ли документы?
Встречная проверка: представлять ли документы?
Компаниям известна ситуация — внезапно (в отсутствие какой-либо проверки) получено требование о представлении документов в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса. Чаще всего это означает, что проверка проходит у одного из контрагентов и налоговики запрашивают документы по взаимоотношениям с ним. Прежде чем безропотно нести документы в инспекцию, рекомендуем внимательно изучить полученное требование. И в первую очередь обратить внимание на последнюю перед подписью строчку, в которой указывается основание для истребования документов, то есть мероприятия, которые проводятся в отношении контрагента.
Основания для «встречки»
Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)*(1):
— во-первых, по пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса можно потребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);
— во-вторых, по пункту 2 статьи 93.1 Налогового кодекса можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она требуется вне рамок проверки (например, при проведении иных мероприятий налогового контроля).
Намеренно или нет, но налоговики отождествляют эти два понятия, указанные в разных подпунктах одной статьи. Они считают, что вне зависимости от того, проводится ли в отношении контрагента фирмы налоговая проверка, у них есть право требовать от нее любые документы. В частности, такой вывод следует из письма Минфина России*(2).
Иными словами, по обоим пунктам можно потребовать все что угодно. Однако это не так.
В первом случае, то есть в рамках проводимой у партнера проверки, налоговики действительно могут потребовать любые документы, перечислив их в требовании. Один нюанс — истребуемые документы должны касаться отношений с проверяемой фирмой. Так, к примеру, нельзя истребовать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, выписки из книги продаж, договоры с субподрядчиками и т.п.), поскольку непосредственной связи с конкретным контрагентом они не имеют.
Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки (которая должна быть идентифицирована), ни о каких документах здесь речи не идет. Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Например, провести допрос сотрудника, заключившего соответствующий договор либо иным образом участвующего в сделке.
Еще в 2008 году ФАС Западно-Сибирского округа*(3) пояснил, что понятия «информация» и «документ» не являются тождественными. К информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ — это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста. Поэтому в отсутствие налоговой проверки в отношении контрагента фирмы с нее нельзя требовать какие-либо документы, можно запрашивать только информацию о конкретной сделке.
Таким образом, для истребования документов относительно контрагентов компании инспекция должна в соответствующем требовании четко указать, какие мероприятия проводятся в отношении этого партнера.
Нарушил — получи!
Итак, инспекция требует представления документов по одному из партнеров в рамках встречной проверки. Это могут быть договоры и акты, выписки по счетам, накладные и т.п.
Для решения вопроса о том, надо ли их представлять, компании следует изучить основание для этого, указанное в требовании. Если соответствующая строчка не заполнена, можно смело откреститься от требований налоговиков. Также их можно игнорировать, если документы требуются «в связи с проведением мероприятий налогового контроля» либо иных мероприятий, проводимых вне рамок налоговой проверки. Обязанность представить какие-либо документы возникает только тогда, когда в требовании есть прямое указание на проведение проверки либо на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
На это же обращает внимание и ВАС РФ. Он указывает, что вне рамок проверки контрагента налоговики могут истребовать только информацию о конкретной сделке, но не сами первичные документы (договор, платежные документы), касающиеся этой сделки*(4).
К тому же можно оспорить требование, в котором не обоснована причина для истребования документов или информации (т.е. отсутствует информация о том, в рамках каких мероприятий налогового контроля выставлено требование). В дальнейшем это не позволит инспекции оштрафовать фирму за непредставление документов. Вывод, что необоснованное требование не подлежит исполнению, сделал, в частности, ФАС Дальневосточного округа*(5).
Понятно, что в целях получения нужных документов любым путем инспекторы могут приврать и написать, что они требуются в целях проведения налоговой проверки. Что делать тогда?
Узнайте о проверке партнера больше
Получив «нормальное» требование с указанием на проведение налоговой проверки у контрагента, на всякий случай можно поинтересоваться у него, действительно ли она проходит. При отрицательном ответе можно не делать ненужной работы и игнорировать требование налоговиков.
Именно так поступила одна неслабонервная компания*(6). Суть дела была в следующем.
Инспекция 20 апреля 2010 года вручила компании требование о представлении документов по взаимоотношениям с контрагентом, указав в качестве основания «проведение налоговой проверки за период с 01.01.2008 по 31.12.2009». Та не пошла на поводу у инспекторов и не стала сразу же выполнять требование. Фирма выяснила, что никакая проверка в данный момент у ее контрагента не проводится, и отказалась представить документы, сообщив об этом инспекции в письменном виде. Налоговики не сдались и выставили новое требование, в котором было указано, что документы требуются в связи «с проведением мероприятий налогового контроля». Но и на это они получили отказ, поскольку истребовать документы можно только в связи с проведением налоговой проверки. Обиженные налоговики решили наложить штраф, что и было оспорено в суде.
Суды всех инстанций встали на защиту компании, выяснив, что проверка контрагента началась только в ноябре 2010 года, соответственно, до этого момента не было никаких законных оснований требовать документы. Представители инспекции настаивали на том, что они вправе в любом случае (даже если не проводится проверка) истребовать информацию по конкретной сделке в силу пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса. Суд же разъяснил, что понятия «документы» (которые можно истребовать в рамках проверки) и «информация» (которую можно истребовать при проведении любых мероприятий налогового контроля) не тождественны. Вне рамок проверки требовать можно только информацию, причем по конкретной сделке, а не вообще любую. Документы в этом случае запрашивать нельзя.
член научно-экспертного совета при Палате налоговых
консультантов России, руководитель компании
«Консалтинговая группа «Экон-Профи»
Мнение. Когда инспекция может запрашивать информацию, а когда — документы?
Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Состав документов (информации) ограничен теми, которые имеют прямую либо косвенную связь с налогообложением проверяемой компании.
Налоговым кодексом предусмотрены три отдельных случая, когда истребуются документы (информация) от третьих лиц.
Первый. Когда проводится налоговая проверка лица, документы и (или) информация о деятельности которого необходимы инспекции. Если проверка камеральная, то состав документов дополнительно ограничивается только теми, которые статья 88 Налогового кодекса прямо называет. Это документы, подтверждающие вычеты по НДС, налоговые льготы; по налогам, связанным с природными ресурсами; документы, которые должны быть приложены к декларации. В отношении участников инвестиционного товарищества состав информации, которая может быть получена налоговым органом, дополнительно ограничивается их перечнем, приведенным в пункте 1.1 статьи 93.1 Налогового кодекса.
Второй. Если проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля в рамках процедуры рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении результатов камеральной проверки действуют те же ограничения, о которых я говорил выше.
Третий. Когда истребование осуществляется вне рамок налоговых проверок, документы запрашивать уже нельзя, а истребование информации ограничено сведениями о конкретных сделках.
Свою особенность имеет истребование документации в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В данном случае перечень истребуемой документации ограничен статьей 105.15 Налогового кодекса, эта документация должна касаться конкретной сделки (группы однородных сделок). При этом под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если формирование таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Мнение. Встречная проверка: как надо поступать?
Ирина Черник, старший партнер юридической компании «Черник, Джаарбеков и партнеры», к.ю.н.
Компания получила требование о представлении документов в связи с проведением встречной проверки в отношении контрагента.
Как надо поступать — соглашаться и давать документы или отказываться? Почему-то в последнее время на практике все время возникает этот вопрос. При этом не вполне понятно, с чем связаны сомнения или опасения.
Обязанность налогоплательщиков представлять документы по запросам инспекций установлена Налоговым кодексом. Оспорить тот факт, что налоговики имеют право затребовать информацию в связи с проведением проверок вряд ли удастся.
Подпункт 9 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса указал на то, что налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты должны нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Права и обязанности сторон налоговых отношений при проведении встречных проверок установлены в том числе в статье 93.1 Налогового кодекса. Согласно пункту 1 этой нормы должностное лицо инспекции, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов может проводиться также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Более того, пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса дает право инспекциям истребовать документы по конкретным сделкам у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Встречная обязанность лица, получившего требование о представлении документов (информации), установлена пунктом 5 указанной статьи. Такое требование должно быть исполнено в течение пяти рабочих дней со дня получения. Либо в тот же срок необходимо направить сообщение в инспекцию о том, что запрашиваемый не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если же документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, то можно обратиться с ходатайством о продлении срока представления документов. Правда, продление этого срока является не обязанностью, а правом налогового органа, который может данное продление и не предоставить.
За непредставление документов установлена ответственность по статье 129.1 Налогового кодекса. Но помимо ответственности налоговой есть еще и ответственность административная, предусмотренная для компаний и физических лиц частью 1 статьи 15.6 Кодекса об административных правонарушениях. Часть 2 статьи 15.6 Кодекса устанавливает дополнительную ответственность для должностных лиц уполномоченных государством органов и нотариусов, поэтому в данном комментарии для целей указанной темы она не рассматривается.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что отказ компании от выполнения требований ИФНС с высокой степенью вероятности повлечет налоговую и потенциально административную ответственность.
*(1) ст. 93.1 НК РФ
*(2) письмо Минфина России от 20.06.2008 N 03-02-07/1-225
*(3) пост. ФАС ЗСО от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14)
*(4) п. 27 проекта Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ»
*(5) пост. ФАС ДВО от 06.03.2012 N Ф03-306/12
*(6) пост. ФАС ПО от 06.09.2011 N Ф06-7328/11
Еще статьи из этого раздела
- Иск о запрете на использование изобретения: может ли суд отказать, если доказан факт нарушения?
- Социальные стационарозамещающие услуги пожилым гражданам и инвалидам: новые ориентиры для сферы соцобслуживания населения ГАРАНТ.РУ
- Контроль операций с денежными средствами и имуществом: нововведения января
- КОСГУ – 2021: новый код для возмещения затрат, исключение ряда расходов из статей 213 и 226
- Мифы долевого строительства: Опасно ли взыскание неустойки по ДДУ?