«Гарант-Сервис-Брянск»
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области
Звоните нам
8 483-277-76-17

Расходы на рекламу убыточного товара

Расходы на рекламу убыточного товара
Расходы на рекламу убыточного товара, включенные в расчет базы по налогу на прибыль, можно обосновать при условии реальности хозяйственных операций и их надлежащем документальном оформлении.

Даже самый качественный разрекламированный товар может оказаться невостребованным покупателями по различным причинам: пресыщенность рынка, продукт морально устарел, появились его более новые модификации, свойства товара неизвестны потенциальному потребителю, низкая покупательная способность и прочее. Следствием этого являются убыточная реализация и напрасные затраты на рекламную кампанию.

Действия фирмы, повлекшие убытки, нередко привлекают внимание налоговиков. Они могут усмотреть искусственное занижение базы по налогу на прибыль и обвинить фирму в необоснованном учете расходов на рекламную кампанию, а также в экономической нецелесообразности понесенных расходов. Внешне позиция контролеров кажется основанной на законе: возможность отнесения к расходам, уменьшающим налоговую базу, затрат на изготовление и размещение рекламы зависит от их экономического обоснования, то есть от направленности на получение дохода*(1). Однако у вас есть основания не соглашаться с выводами инспекторов.

Согласно Налоговому кодексу расходы на рекламу товара связаны с производством и реализацией, поэтому они признаются для целей расчета налога на прибыль*(2). К рекламным относятся затраты*(3):

— на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой компании;
— рекламные мероприятия через СМИ (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
— световую и иную наружную рекламу (включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов);
— участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов.

Задача рекламы — стимулирование спроса на реализуемый товар, увеличение оптовых и розничных закупок, что соответствует целям по улучшению результатов экономической деятельности фирмы. В силу принципа свободы экономической деятельности*(4) компания осуществляет ее на свой риск и вправе самостоятельно оценивать эффективность и целесообразность своих действий.

Налоговое законодательство не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Оно не содержит для целей оценки обоснованности расходов таких критериев, как целесообразность, эффективность результата, рациональность и рентабельность. Следовательно, обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения приведенных выше критериев. Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности. В силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов*(5).

Наличие убытка не опровергает экономическую обоснованность понесенных компанией расходов. Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала. Обоснованность затрат, учитываемых при расчете налога на прибыль, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях фирмы получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, и не зависеть от результата такой деятельности*(6).

Таким образом, достаточным доказательством и основанием для получения экономической выгоды является представление в инспекцию всех предусмотренных налоговым законодательством надлежаще оформленных документов. В случае несогласия с действиями компании инспекторы вправе попытаться доказать, что сведения в таких документах неполны, недостоверны и (или) противоречивы*(7). Отметим, что Налоговый кодекс не устанавливает конкретного перечня первичных документов, которые следует оформлять при выполнении той или иной хозяйственной операции, и не предъявляет каких-либо специальных требований к заполнению.

Суд, решая вопрос о возможности учета тех или иных расходов для целей расчета налога на прибыль, скорее всего, будет исходить из того, подтверждают ли документы, имеющиеся у компании, произведенные ею расходы или нет. То есть условием для включения затрат в налоговую базу является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. При этом во внимание будут приниматься доказательства, представленные фирмой в подтверждение факта и размера затрат, подлежащие правовой оценке в совокупности.

При условии реальности хозяйственных операций и их надлежащего документального оформления судьи, на основании вышеизложенных доводов, как правило, встают на сторону компаний*(8).

Заметки на полях. Реклама — это распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»).

Л. Лялин,
почетный адвокат, член Президиума Московской
областной коллегии адвокатов

«Актуальная бухгалтерия», N 12, декабрь 2013 г.


*(1) п. 1 ст. 252 НК РФ
*(2) подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ
*(3) п. 4 ст. 264 НК РФ
*(4) ч. 1 ст. 8 Конституции РФ
*(5) определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, от 04.06.2007 366-О-П; пост. КС РФ от 24.02.2004 N 3-П, Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее — Постановление N 53)
*(6) определение КС РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О; п. 9 Постановления N 53
*(7) п. 1 Постановления N 53 от 12.10.2006 N 53
*(8) пост. ФАС МО от 18.07.2013 N Ф05-7531/13, от 15.04.2010 N КА-А40/3284-10-П, от 23.06.2009 N КА-А40/5385-09-2, Девятого ААС от 22.03.2010 N 09АП-3864/2010, Тринадцатого ААС от 07.07.2009 N 13АП-13168/2007