Бухучет и отчетность
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, расходы на сертификацию в бухгалтерском учете учитываются в составе расходов будущих периодов и списываются в течение года (срока действия сертификата) согласно утвержденному учетной политикой организации порядку списания расходов будущих периодов.
В налоговом учете расходы на сертификацию признаются единовременно в полном объеме.
Обоснование вывода:
Налог на прибыль
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на сертификацию продукции и услуг относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее — Федеральный закон N 184-ФЗ) сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.
К сведению:
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982.
Принимая во внимание критерий обоснованности расходов, поименованный в п. 1 ст. 252 НК РФ, представляется, что организация вправе учесть расходы на сертификацию покупных товаров в составе прочих расходов по пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Вместе с тем следует отметить, что, по мнению специалистов Минфина России, в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при налогообложении прибыли, расходы на сертификацию, понесенные организацией, реализующей товары, производимые сторонними организациями, не учитываются (письмо от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96).
Что касается арбитражной практики, то она складывается в пользу налогоплательщиков.
Так, к выводу об экономической целесообразности затрат общества на сертификацию продукции, закупаемой для ее дальнейшей реализации, пришли судьи, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 N 09АП-2349/2009, определении ВАС РФ от 26.09.2008 N 12180/08, постановлении ФАС Уральского округа от 12.09.2007 N Ф09-7407/07-С3 и т.д.
В этой связи представляется, что организация вправе признать в целях налогообложения расходы на сертификацию приобретенных товаров. При этом в случае возникновения спора с налоговым органом у организации есть хорошие шансы отстоять свою позицию в суде.
По вопросу порядка признания расходов на сертификацию сообщаем.
Расходы признаются в целях налогообложения прибыли организациями, применяющими метод начисления, на основании ст. 272 НК РФ.
Так, п. 1 ст. 272 НК РФ устанавливает, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ.
Так, согласно ст. 320 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, в сумму издержек обращения включают расходы на доставку покупных товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров.
При этом расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Остальные расходы признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Учтивая, что расходы на сертификацию в стоимость покупных товаров организацией не включаются, а учитываются в составе косвенных, полагаем, что в таком случае они единовременно в полном объеме уменьшают доходы от реализации того периода, в котором получены от поставщика документы, подтверждающие получение услуги по сертификации (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Данные выводы подтверждаются судебной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 29.10.2009 N Ф09-8382/09-С3 и от 30.04.2009 N Ф09-2594/09-С3, постановление ФАС Московского округа от 01.09.2008 N КА-А40/8144-08).
Бухгалтерский учет
Пункт 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее — ПБУ 10/99) предусматривает деление расходов в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
В свою очередь, п. 5 ПБУ 10/99 указывает, что расходами по обычным видам деятельности признаются, в частности, расходы, связанные с приобретением и продажей товаров.
В п. 7 ПБУ 10/99 говорится, что расходы по обычным видам деятельности формируют, в том числе, расходы, возникающие непосредственно в процессе продажи (перепродажи) товаров (например коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие).
В этой связи полагаем, что расходы на сертификацию относятся к расходам по обычным видам деятельности.
Признаются расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете в соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
В то же время п. 19 ПБУ 10/99 определяет, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, в том числе, путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов.
В рассматриваемом случае сертификат на товар действителен в течение года.
Тогда, на наш взгляд, следует воспользоваться нормой п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, в соответствии с которой затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов. При этом такие расходы подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и другое) в течение периода, к которому они относятся.
С учетом изложенного представляется, что расходы на сертификацию товара целесообразно отражать в составе расходов будущих периодов и списывать на затраты в порядке, закрепленном организацией в учетной политике в целях бухгалтерского учета (например, равномерно в течение года).
В таком случае в учете делаются следующие записи:
Дебет 60 (76) Кредит 51
— оплачены расходы на сертификацию товара;
Дебет 97 Кредит 60 (76)
— расходы на сертификацию (без НДС) учтены в составе расходов будущих периодов;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
— выделен НДС;
Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 19
— принят к вычету НДС.
Далее в зависимости от утвержденного учетной политикой порядка списания расходов будущих периодов по сертификации (например, может быть установлено, что расходы списываются равными частями ежемесячно) делается запись:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 97
— списана часть расходов на сертификацию.
Вместе с тем следует отметить, что, по мнению ряда специалистов, указанные расходы признаются в учете единовременно в полном объеме.
Однако повторимся, что, по нашему мнению, методологически верно первоначально отражать расходы на сертификацию на счете 97 "Расходы будущих периодов" с последующим списанием на счета учета затрат в порядке, установленном организацией.
При таком способе отражения расходов на сертификацию в учете организации возникают временные разницы, подлежащие отражению согласно нормам ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее — ПБУ 18/02).
Так, с учетом положений п. 12 и п. 15 ПБУ 18/02 в рассматриваемом случае в учете делаются следующие записи:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 77
— признано отложенное налоговое обязательство в связи с разным порядком признания расходов на сертификацию в бухгалтерском и налоговом учете (сумма признанного расхода в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском).
Затем ежемесячно при признании соответствующей части расходов в бухгалтерском учете:
Дебет 77 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
— погашена часть отложенного налогового обязательства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана
27 мая 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Еще статьи из этого раздела
- Организация оказывает благотворительную помощь больнице, которая работает с зараженными COVID-19: поставляет подсолнечное масло. Облагается ли передача подсолнечного масла НДС? Как отразить в бухгалтерском учете передачу подсолнечного масла?
- Предприятие проводит реконструкцию здания, учтенного на счете 01 в качестве объекта основных средств как единый объект. Изначально планировалось закончить реконструкцию всего здания в течение одного года, но фактически реконструкция продолжается несколько лет. Затраты на реконструкцию собираются на счете 08 в целом, без подразделения по отдельным частям здания. Часть здания уже готова к эксплуатации, а другая часть — нет. То есть работы, предусмотренные проектом реконструкции, на текущий момент выполнены частично. В какой момент необходимо перенести накопленные на счете 08 затраты на реконструкцию на увеличение стоимости здания: 1) в момент начала эксплуатации готовой части здания или 2) в момент полного окончания работ по реконструкции всего здания (срок неизвестен)? Если вариант N 1, то нужно ли выделять в накопленной сумме затрат именно расходы на реконструкцию готовой части здания, то есть необходимо перенести на счет 01 часть накопленных на счете 08 затрат или все затраты, имеющиеся на момент начала эксплуатации готовой части здания?
- Организация на счете 62 имеет небольшие суммы задолженности. Признать эту дебиторскую задолженность безнадежной пока нет причин. Возможен ли перенос дебиторской задолженности с счета 62 на другой счет (например, 76)?
- Мясоконсервный комбинат занимается производством и реализацией мясной и колбасной продукции. В настоящее время комбинат планирует провести акцию на свою продукцию, например «при покупке 4 батонов колбасы 1 батон в подарок». Акция будет проводиться для оптовых покупателей. Условие о предоставлении бонуса будет отражаться в дополнительных соглашениях к договорам поставки (купли-продажи). Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Каков порядок налогообложения данной операции (налог на прибыль и НДС)?
- АО находится в стадии банкротства (процедура наблюдения). Юридическое лицо, подавшее иск о банкротстве АО, является единственным акционером общества. Составляются ли в данной ситуации промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс? Если составляются, то в строке «Кредиторская задолженность» отражается полная задолженность по обществу или только сумма задолженности, заявленная кредиторами? Необходимо ли отразить сумму задолженности, не предъявленную кредиторами, в последней бухгалтерской отчетности?