Организация реализует товары, включенные в перечень …
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реализации на экспорт медицинской техники, поименованной в постановлении Правительства РФ от 17.01.2002 N 19, с территории РФ на таможенную территорию Республики Казахстан до 1 июля 2010 года не применялась ставка НДС в размере 0%.
Операции по вывозу товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, с территории РФ на таможенную территорию Республики Казахстан с 1 июля 2010 года подлежат обложению НДС по нулевой ставке. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки российской организации следует представить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров налоговую декларацию по НДС и документы, предусмотренные п. 2 ст. 1 Протокола об экспорте и импорте товаров.
Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации товары (медицинская техника) экспортируются с территории одного государства — участника таможенного союза (РФ) на территорию другого государства — участника таможенного союза (Казахстана). Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, так как товары в момент начала отгрузки находились на территории Российской Федерации (ст. 147 НК РФ).
Реализация на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В соответствии со ст. 164 НК РФ налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) производится по ставкам в размере 10% или 18%.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 «Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
По разъяснениям Минфина России, операции по реализации на экспорт медицинской техники, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость в РФ в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 Кодекса, не подлежат налогообложению по ставке налога в размере 0% (письма Минфина России от 10.04.2008 N 03-07-07/42; от 08.02.2005 N 03-04-08/18).
В соответствии со ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Поэтому, если нормы Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, не предусматривали освобождение от НДС медицинских товаров, то при их реализации на экспорт применялась ставка налога в размере 0% (письмо УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/028224).
Обратите внимание, что не применять налоговую ставку по НДС в размере 0% при реализации на экспорт в Республику Казахстан медицинской техники, не подлежащей обложению НДС в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 Кодекса, организация вправе была до 01.07.2010 года.
С 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» (далее — Соглашение от 25.01.2008) и принятый в соответствии с ним Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее — Протокол об экспорте и импорте товаров).
Согласно п. 1 ст. 1 Протокола об экспорте и импорте товаров нулевая ставка НДС применяется при экспорте товаров с территории одного государства — члена таможенного союза на территорию другого государства — члена таможенного союза налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола об экспорте и импорте товаров. При этом место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза, в рассматриваемом случае — территория РФ.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):
1) договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее — Заявление) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов таможенного союза);
4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства — члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена таможенного союза на территорию другого государства — члена таможенного союза;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства — члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
Таможенную декларацию оформлять не нужно.
Указанные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (п. 3 Протокола).
При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства — члена таможенного союза, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства — члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
Обратите внимание, что, поскольку в рассматриваемом случае декларирование товара для вывоза с территории России будет осуществляться физическим лицом — резидентом республики Казахстан самостоятельно, то, по нашему мнению, условия контракта должны содержать положения, устанавливающие для покупателя обязанность по представлению в адрес организации указанных документов.
В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства — члена таможенного союза для плательщика НДС.
Налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС и принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства — члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары (п. 5 ст. 1 Протокола об экспорте и импорте товаров).
Таким образом, операции по вывозу товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, с территории РФ на таможенную территорию Республики Казахстан подлежат обложению НДС по нулевой ставке. С 1 июля 2010 г. для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки российской организации следует представить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров налоговую декларацию по НДС и документы, предусмотренные п. 2 ст. 1 Протокола об экспорте и импорте товаров.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бойко Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- При возвращении из командировки сотрудник коммерческой организации представил чек ККТ за проживание в гостинице, оплаченный через Интернет, и документ о бронировании. Счет за проживание в гостинице выдан не был, так как проживание было заказано через сайт www.booking.com. Достаточно ли данных документов для подтверждения расходов с точки зрения обязанности работодателя по возмещению расходов сотруднику (не налоговый учет)? Является ли обязательным реквизитом путевого листа расшифровка подписи водителя (полностью имя, отчество, фамилия)?
- Организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. После получения декларации (в 2017 году) налоговый орган выставил организации требование о представлении документов, в котором со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ затребовал первичные документы, подтверждающие финансовый результат 2014 года. После того как организация представила в ИФНС затребованные первичные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствуют ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации. Организация не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. Организация не является участником договора инвестиционного товарищества или консолидированной группы налогоплательщиков. Имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки (в соответствии со ст. 88 НК РФ) запрашивать дополнительные документы — регистры бухгалтерского и налогового учета?
- Производственное предприятие использует транспортные средства в собственной деятельности с оформлением путевых листов. Приказом Минтранса России от 18.01.2017 N 17 в раздел III «Порядок заполнения путевого листа» приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 введен п. 16.1, которым установлено, что контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, на путевом листе проставляется дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, которые заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Правомерно ли принимать к налоговому учету путевой лист, если по каким-то причинам данный реквизит не будет заполнен?
- Российская организация (комиссионер) от своего имени …
- Организация применяет систему налогообложения для …